Восприятие
Для того, чтобы иметь возможность воспринять что-либо, нужно находиться в состоянии осознанности, в степени включенности всех чувств, в максимальной степени сосредоточенности.
Любой, кто пробовал это делать, подтвердит, я думаю, что простое записывание мысли расширяет ее границы, то есть является способом ее более глубокого сознания. Простое закрашивание листа синей краской совсем не то же самое, что постороннее рассматривание этого листа.
Теперь поясню эту мысль. Есть такой известный пример, когда Учитель просит ученика осмотреться в комнате, найти, запомнить и сосчитать, предположим, все красные предметы. Затем он просит ученика закрыть глаза и назвать… все синие предметы. Ученик в недоумении – ведь «задание» было запомнить красные предметы!
Этот пример наглядно показывает нам, как мало остается в нашем сознании даже в том случае, если мы проявляем (хоть какое-то) внимание и бдительность.
Однако, здесь кто-то может возразить, что этот пример, напротив, иллюстрирует высокую степень концентрации и внимания, когда из поля зрения исключается все лишнее… Но в том-то весь секрет, что в обычном состоянии сознания из нашего поля зрения именно исключается все лишнее. Попросту говоря, мы не видим и не слышим почти ничего! Мы не способны воспринимать действительность «такой как она есть» т.е. во всей полноте.
Стоит обратить внимание, что слово воспринимать здесь соотносится с понятием осознавать, в то время как слово чувствовать соотносится с мышлением (как это ни странно).
В обычной жизни мы привыкли к тому, что вся окружающая нас действительность проходит мимо нас и существует как бы в качестве постоянного фона нашей «личной» жизни. Этот фон часто бывает сильно размыт и не имеет определенных очертаний (в нашем сознании!). Парадокс заключается в том, что нам «нравится» только то, что способно существовать для нас в качестве такого фона, а то, что выбивается из этих довольно узких рамок, нам «не нравится».
Все это существует только на уровне наших чувств, эмоций и мыслей. Это и есть чистый пример майи, иллюзорности бытия, обмана, нереальности. В противоположность тому, все, что было осознано, не является майей. И там перестают действовать такие принципы отношения к происходящему как «нравится/не нравится».
Например, когда художник на пленэре смотрит на окружающий его пейзаж, он смотрит совсем не так, как обычный прохожий. Художник воспринимает пейзаж одновременно во всей его полноте и в деталях, в это время он пребывает в состоянии осознанности именно потому, что находится в состоянии включенности всех чувств. При этом совершенно не важно, что в итоге он изобразит на холсте – натуралистический пейзаж в стиле Шишкина или абстракцию.
Ум человека, разум – это именно то (единственное), что сопряжено с идеей времени. Ум линеен, так же точно, как линейна всякая мысль. Однако сознание – не линейно, и по этой причине оно не имеет непосредственного отношения к уму. Находясь «в сознании» ))) мы способны воспринимать все и сразу, то есть пребывать в действительном моменте во всем его многообразии и цельности, тогда как разум способен постоянно выхватывать лишь отдельные разрозненные части и затем складывать их в произвольном порядке. Таким образом, ум имеет разорванную структуру, еще и потому что преимущественно существует либо в прошлом, либо в будущем и с трудом может сосредоточиться на настоящем моменте. Поэтому в том, что касается осознанности, ум оказывается бессилен, и нет нужды обращаться к нему.
Это легко можно проверить на себе. Достаточно просто попробовать какое-то время сосредоточится на одном объекте (цветок в вазе, свечка, стакан с водой или белое перышко – не важно) и спокойно отследить течение мыслей. Сколько времени из пяти минут «созерцания» будет в действительности посвящено созерцанию предмета? Без принудительного контроля, ум постоянно будет отправляться в путешествия по самому себе (вспоминать другие похожие предметы, потом какие-то события, связанные с ними, потом мечтать о будущих желанных событиях и огорчаться по поводу нежеланных и так оно прочее) в то время как контроль будет требовать от нас определенных усилий.
Итак, ум бессилен потому, что он просто лопнет, если попытается совершить то, что без труда совершает сознание. Ум не может одновременно пребывать в разных точках, не может одновременно замечать и считать красные и синие предметы, одновременно видеть и застывший пейзаж и постоянное движение, просто потому, что не может выйти за свои рамки.
А теперь давайте посмотрим, что же мы на самом деле воспринимаем и осознаем, прямо сейчас и ежедневно, день за днем?
Сразу станет понятно, что для развития осознанности нужно как-то «потренироваться», потому что активность ума (явно, всегда и постоянно) вмешивается в этот процесс и мешает нам сосредоточиться, войти в состояние включенности всех чувств в настоящем моменте. Поэтому для того, чтобы начать воспринимать и осознавать, нужно предварительно каким-то образом отключить ум, нейтрализовать его воздействие. Иначе мы принуждены постоянно пребывать в майе, т.е. в реальности, искаженной нашим умом.
Можно потренироваться сначала «на кошках», т.е. на отдельных предметах, постепенно расширяя свое сознание до такого уровня, когда оно сможет воспринимать все, что окружает нас в данный момент.
Еще я заметила такую вещь, что при тотальной активности ума в деле восприятия окружающего, в нем почти ничего не остается. Только именно тот самый общий фон. Любая мысль, приходящая в голову, не будучи осознанной, тотчас исчезает, растворяется… так же и впечатления. Но для того, чтобы осознать, нужно приложить усилие. Сосредоточиться. Но ум не может сосредоточиться «сразу на всем», поэтому все проходит мимо.
В итоге, получается лучше читать одну книгу, чем десять. Смотреть на одну картину, чем на 100. Но люди постоянно ищут новых впечатлений, это именно то, что создает тот самый фон. И нам «нравится» только то, что создает его без труда.
Я уже рассказывала о практике обдумывания одной мысли концентрация сознания, стоит просто попробовать обдумывать лишь одну мысль в день, и по итогам дня записывать свои рассуждения — то, как мы понимаем эту мысль. Через это упражнение очень быстро станет понятно, что бесконечное простое чтение «мудрых мыслей» ничего нам не дает! Через десять минут мы не сможем вспомнить и пары изречений! Мы запомним только то, на чем сосредоточились.
В общем, эта тема будет иметь еще множество продолжений…