Картины со смыслом

Картины со смыслом художник Мария Текун, статья арт-критика Вл. Вересаева, мысли разных людей о картинах со смыслом и силе искусства

 

НЕЧЁРНЫЙ КВАДРАТ

Серия картин. Холст, масло, 80х80 см, 2023-24 г.

 

СТРАННЫЕ СКАЗКИ

Серия картин. Холст, масло, 40х50 см, 2023 г.

 

КАРТИНЫ СО СМЫСЛОМ


 

Картины со смыслом

арт-критик Владимир Вересаев

Современное искусство в своем развитии давно дошло до точки (в прямом смысле слова) или до пятна. И кажется, что за этим больше ничего нет, но Искусство никогда не движется одним-единственным путем. Это река с множеством рукавов и течений. И тут каждый зритель (или, сейчас уже появилось и вошло в обиход выражение «потребитель искусства») в праве выбирать свое течение и движение.

Кто-то под влиянием современных тенденций и моды, повесит у себя в доме огромный холст с растекшейся по нему кляксой под цвет дивана — это называется нынче «смысловое пятно в интерьере», — и будет рад. Но я убежден, что русскому человеку по природе чужды различные концепции и концептуализм в принципе. Русский человек живет по душе и по правде, и потому всегда ищет смыслов, но не на поверхности бессмысленного пятна, а глубинных. Смыслов бытия. И потому редко когда удовлетворится тем самым пятном. Он будет искать душевное и духовное в искусстве.  Как художник, так и зритель.

Современный концептуализм — это когда всё, что угодно, может означать всё, что угодно. Так перевернутый писсуар превращается в «Пьету» Микеланджело. Уважаемые критики, демонстрируют весь свой профессионализм, открывая в подобных инсталляциях всё новые и новые смыслы. Но неподготовленный зритель, приходя на выставку, чувствует себя обманутым. И вовсе не потому, что он слишком глуп или не обладает образным мышлением. Нет. Я думаю, дело в том, что через осквернение, подлог и обман невозможно прийти к осознанию и раскрытию каких-то более высоких смыслов.  Но ведь по большому счету именно за этими смыслами человек и обращается к Искусству.

Картины со смыслом

мысли разных людей
КАРТИНЫ СО СМЫСЛОМ

С помощью картин со смыслом мы пытаемся разобраться в сути происходящего, понять, что происходит с нами и вокруг нас. Эти картины помогают нам понять себя, свое место в этом мире, свою судьбу, свое предназначение и свою миссию. Это отражение нашего внутреннего состояния.

Если говорить о картине, то это скорее сюжет, чем смысл. Сюжет — это история. Смысл — это философия. И то, и другое — это не просто история, но история, которая в себе содержит определенный смысл, который  не лежит на поверхности.

Картины со смыслом — такие картины  не должны быть слишком заумными, иначе это будет скучно. Они должны вызывать у зрителя какие-то эмоции, чувства, ощущения. Это должно быть что-то такое, что заставляет зрителя думать, анализировать, размышлять. На первый взгляд все просто, но на деле все сложнее. В современном искусстве очень много «картин», которые не соответствуют этим требованиям. Просто красочные пятна. Но это уже не интересно.

Основная ценность картин со смыслом для зрителя  в том, что это не просто красивая картинка. Это история, которую ты можешь прожить вместе с героем. Как иногда в фильме ты смотришь на героя и думаешь: «Как он мог так поступить? Почему он так поступил?» А потом, как бы полнее прожив его жизнь и погрузившись в образ, ты думаешь: «Да, он совершил ошибку, но, возможно, я поступил бы так же».  Это понимание, оно лежит не на поверхности, оно приходит к тебе благодаря твоему собственному размышлению.

Вышел на улицу, в магазин. Увидел пару, которая заходила в здание торгового центра, и как они шли к лифту. И что тут можно сказать? Ну, что у них все хорошо и… Но, если я буду описывать их жизнь, то получится очень много текста. Поэтому я просто не стал этого делать. Я просто их сфотографировал, так, как увидел. И в этом снимке для меня очень много смысла. Возможно, кто-то, посмотрев на него, почувствует то же, что и я.

Я думаю, что в отличие от обычных картин, смысловая картина должна быть не абстрактной, а понятной зрителю.

Есть у меня знакомый, который в свое время увлекался фотографией. И вот как-то он мне сказал: «Если ты хочешь научиться фотографировать, то сначала надо научиться думать». Это из серии «Сначала думай, потом говори». Но я вообще считаю, что смысл жизни в том, чтобы научиться думать. Так же, как и смысл искусства

Для меня же Искусство — это когда ты вкладываешь душу в свой труд, чтобы потом посмотреть на плоды своих трудов. Это когда «творцы» вкладывают в свои творения душу, а не просто делают всё ради денег.

На днях случайно увидела в магазине книгу «Исповедь» Л.Н. Толстого. Прочитала от начала до конца. Это не художественное произведение, но в нем  есть все: покаяние, слезы, гнев, любовь, прощение. Но это не картина. Картина — это когда ты видишь что-то, что не может быть выражено словами. Картина со смыслом — это образ или символ, который ты воспринимаешь сразу во всей полноте и понимаешь без слов.

В одном из музеев современного искусства в Нью-Йорке проходила выставка одного художника. Я была на этой выставке, но не слушала ничего из того, что там говорили. А на следующий день я увидела картину  с той выставки  в одном интернет магазине за очень большие деньги. И там было к ней описание. И вот тут-то я и поняла, что на самом деле это искусство! Что это не просто картина, а смысловая картина. Причем очень сложная. Там есть все: и философия, и религия, и мистика, и психология, и даже астрология. Но в этом надо разбираться, чтобы понимать.

Но в конце концов искусство — это не просто способ самовыражения, это и средство воспитания человека. Искусство — не только сфера развлечения, но и сфера духовного образования. Оно способно помочь формированию личности, дать возможность человеку понять себя и мир вокруг.  В искусстве есть много такого, что может помочь человеку обрести душевный покой, понять самого себя, и картины со смыслом — одно из них.

СИЛА ИСКУССТВА

У нас в городе есть один магазин, где торгуют сувенирами и всякой всячиной. И там есть одна картина, которая стоит в витрине. Она представляет собой портрет какого-то человека, который смотрит в небо, а на нем звезды. Я не знаю, кто этот человек, но это очень красивая картина — она завораживает.

Я, по сути, делаю то же самое, что и вы. Я пишу текст, который является метафорой. В нем есть образ, и есть смысл. И я делаю это так, как мне хочется, а не как того требует какой-то «закон», я могу быть кем угодно, и мне не нужно ничье разрешение, чтобы делать это. Но есть тексты, где нет ни одной смысловой картины, там просто написано, например: «я вижу себя в зеркале», — и всё.

Есть у меня друг, который не любит театр. Он считает, что это просто развлечение, и, что в театре нет ничего нового и интересного. Я сам так думал. Но потом я посмотрел «Гамлета» и влюбился в это искусство. Искусство в любом виде — это всегда прекрасно. Но если искусство не трогает и не задевает, то зачем его смотреть? Это как на футбол — если ты не любишь футбол, то что ты тут делаешь? Ты просто смотришь на игру, а не на то, как играют.

Моя мама, которая очень любит кинематограф, когда смотрит фильмы, часто говорит: «да ладно, не может быть». А я ей говорю, что это не так. А она мне говорит, что люди, которые пишут сценарии — тоже не могут быть такими умными, как показывают. Вот так мы и спорим. Она считает, что искусство — это отражение действительности, а не попытка ее изменить. А я думаю, что это в жизни всё меняется, а  на экране всё остается прежним.

У меня есть приятель, которого я очень уважаю, но иногда он меня ужасно раздражает, потому что он не понимает, что значит «хорошо» в искусстве. И вот он мне рассказывает, как он был на выставке, на которой была представлена картина «Спящая собака». Он говорит: «Ну, знаешь, это не очень хорошо, конечно, так как это не искусство». Я говорю:  «Да? А что ты понимаешь под искусством?» «Ну, не знаю» — отвечает он. «А что ты знаешь о живописи?» «Я знаю, когда мне нравится, а когда — нет».  Вот и всё.

В нашем городе есть музей под открытым небом. Там собраны скульптуры из разных стран мира. А у одной из скульптур там  такое выражение лица, как  у человека, который очень любит свою работу. Он с удовольствием ходит на работу и делает её хорошо. Вот я и думаю, а как бы выглядели люди, если бы им не надо было ходить на работу, потому что их работа была бы у них как бы домом, то есть таким местом, где ты сам чувствуешь себя на своем месте и всегда счастлив.

Я как-то раз увидел в магазине на витрине рекламу, где было написано: «В данном разделе представлены картины, написанные специально для этой витрины. Здесь вы можете видеть их в действии. Насладитесь искусством!»

Я не могу смотреть фильмы (не важно что), где много музыки и вообще нет сюжета. Мне кажется, что это просто не интересно. Это не значит что я не люблю музыку, или что я люблю только фильмы с сюжетом. Просто мне кажется что музыка должна быть сама по себе, а не как фон к чему-то. Не знаю почему так.

Недаром же говорят: «Искусство — зеркало жизни». А жизнь — это то, что мы видим и чувствуем вокруг себя. А все, что вокруг нас, — это отражение того, что происходит в нашей душе. Или, если хотите, в нашем подсознании. Поэтому, чем больше в человеке хорошего, светлого, тем прекраснее и богаче его внутренняя жизнь.

Мы с вами живем в мире, который называется реальность. Но мы можем выбирать в этом мире то, что нам нравится, а можем и не выбирать. Что касается меня, то я уже давно не живу в том мире, в котором мы привыкли жить. Я живу в мире искусства. И этот мир, поверьте мне, гораздо интереснее мира, в котором живем мы. Мне кажется, что каждый, кто хоть раз посетил концерт органной музыки, ощутил это на себе.

В начале 70-х годов в Москве была такая знаменитая выставка «Индиго». И там, на этой выставке, в одном из залов была установлена камера, которая записывала, как люди смотрят на картины, и в конце концов все эти записи были смонтированы в один большой фильм. Так вот, мне довелось видеть этот фильм — это было совершенно потрясающе. Люди буквально парили над этими картинами, они их не замечали, потому что они смотрели внутрь себя, они не видели ни картин, ни вообще ничего вокруг. Просто парили.

ДУХОВНАЯ ЖИВОПИСЬ
ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ КАРТИНЫ


Группа ВКонтакте  |  Канал Телеграм