Севара

и ее концерт «Новый шелковый путь»

27 ноября я была на концерте Севары, под названием «Новый шелковый путь». Расскажу об этом.

 Севара Назархан

Севара Назархан — узбекская певица, а также исполнительница традиционной узбекской музыки, автор стихов и музыки. Родилась в Андижане, училась в Государственной Консерватории Узбекистана.

Своим выступлением Севара дала мне впечатление большой силы, огромную почву для размышлений  и дело не только в том, что «песни мне понравились». Когда я шла на концерт, я ничего не знала об этой певице, кроме того, что она была в программе «Голос».

Вообще, в  оценках любого творчества я стараюсь исходить не из того, что получилось, а из того, что к этому привело. То есть, я не стремлюсь оценивать конечный результат по принципу «нравится/не нравится», но мне всегда интереснее подумать, «как такое получилось». Плюс к тому, подобный взгляд освобождает от многих возможных ошибок в суждениях, потому как ничто (или почти ничто) не произрастает на пустом месте.

Вот мы, например, можем поступать так: прогуливаться по лесу, шевелить палкой траву и опавшие листья в поисках грибов. Когда нам будут попадаться поганки, мы будем пинать их ногой: «фу, поганки!» и идти дальше. Да, эти грибы для нас несъедобны, но они – всего лишь «побочный продукт» иной жизнедеятельности, и вот если бы мы только могли видеть и понимать жизнь грибницы во всей ее глубине и протяженности! Просто оценивать грибы по их полезным качествам на шкале «съедобности» нам было бы уже совсем не так интересно…

Я уже говорила, что в жизни меня интересует только то, что имеет отношение к Искусству.  Искусство в свою очередь в самом широком понимании для меня – это бескорыстное творчество. Все остальное – это ремесло. И с этой позиции самый абсолютно графоманский роман может относиться к примерам искусства, тогда как  признанный бестселлер – нет.  Грань здесь, конечно, достаточно размыта, но суть не в конечной оценке самого продукта, которая во многом все-таки зависит от наблюдателя, а в понимании основного посыла к творчеству. Тем более, ученые уже доказали, что даже в науке результат исследования во многом зависит от исследователя, т.е. результат эксперимента как бы заранее предопределен наблюдателем.

 Итак, это было очень просто, умно и интеллигентно. Красивая музыка в богатой аранжировке, прекрасный голос исполнительницы. Однако уровень исполненных произведений был достаточно разный.  Половину программы концерта  составила авторская музыка Севары на русском языке.

Первое, что я подумала, невольно сравнивая одну половину с другой: для чего вдруг прекрасному исполнителю понадобилось писать и исполнять свою музыку, в то время как…? Ну, это такой вопрос, примерно, как  если  бы художник, прекрасно обученный писать пейзажи с натуры, вдруг взялся бы рисовать каких-нибудь корявых красных человечков «из головы».  (Это не совсем о песнях Севары ))) но…

Потом я подумала, что человек, который поет своей душой, просто не может не иметь желания петь свою  песню. Это такое желание-призыв, противиться которому нет возможности и не имеет никакого смысла.

И вот здесь мне пришла мысль о том, что любой по истине творческий человек всегда стремится как бы превзойти самого себя. То есть он творит на самой крайней точке достигнутого им мастерства. И в этом, кстати, состоит еще одно явное и значительное отличие Искусства от ремесла. Так, в ремесле мастер доходит до определенной точки, где он становится «мастером своего дела», и дальше все оставшееся время он честно делает свое дело на однажды достигнутом уровне. Быть мастером скрипичных дел и быть Страдивари – как говорится, две большие разницы.

Так вот, истинный творец всегда с этой достигнутой им точки уходит, пусть даже и во вред себе, как кажется, и часто именно во вред. Но только с точки зрения сиюминутной «выгоды». А с точки зрения иного, более высокого уровня бытия и осознания он оказывается бесконечно прав, так как стремится (иногда даже сам того не подозревая) к таким пределам и рубежам, которые многократно превосходят его сегодняшнюю «личность», и произрастает это стремление изнутри более глубокого истинного Я (или как угодно по-другому можно называть то, что человек неосознанно ощущает внутри себя и сонастроенность с чем и позволяет ему постоянно двигаться в своем творчестве вперед, и не просто двигаться, а именно стремиться). И здесь результаты, конечно, ценны и важны, но не прежде самого стремления и развития.

И вот мне показалось, что творчество Севары – это пример именно такого стремления, движения и развития. И то, что она сама сказала о своих песнях, думаю, подтверждает эту  мысль: «Они еще должны заслужить свою любовь, и у них есть на это время».

В итоге я получила огромное  положительное впечатление и большой кусок полезной духовной пищи, который «одному не съесть», поэтому и хочу поделиться.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.