Золотой телец и гибель цивилизаций

Почему поклонение Золотому тельцу является признаком заката цивилизации

Золотой телец картина рисунок в стиле фрактальной нейроживописи автор метода Мария Текун maryatekun.ru

Золотой телец фрактальная нейроживопись

Качество человека упало критически. Мы идем к обществу, в котором каждый будет больным и санитаром другого.

Сергей Борисович Морозов (писатель, исследователь)

(Я написала эту статью после прослушивания большой лекции А.Б. Морозова на тему истории развития цивилизаций)

Общая идея

Стремление человека к одномерности есть признак заката цивилизации.

В своей книге «Одномерный человек» впервые изданной в 1964 году. Герберт Маркузе описал современное ему общество, выявив тенденции упадка и обрисовав перспективу выхода из кризиса.

Как только в обществе утверждается всего одна идея, одна ценность и одна цель, к которой постепенно начинают стремится все люди, отказываясь на этом пути от своего изначального природного разнообразия, которое не поддерживается больше самой цивилизацией, такая цивилизация стремительно угасает.

На смену культуре приходит надежда на технический прогресс. А единственной идеей становится улучшение благосостояния граждан.

Единственной идеей человека общества потребления стала идея обогащения ради увеличения того же потребления. Эта идея заставляет человека соответствовать конъюнктуре, развивать в себе те качества, которые максимально быстро смогут обеспечить ему успешный успех и, как следствие, прирастание миллионов.

Человек отказывается от проявления собственной уникальности ради соответствия диктуемым нормам.

Например, в сегодняшнем мире от человека требуется быть все более и более узким специалистом в своей сфере, ради того, чтобы успешно конкурировать с другими и выдавливать менее специализированных специалистов с рынка труда.

Таким образом универсальный человек больше не поддерживается цивилизацией и сбрасывается с «корабля современности» на задворки — он считается неудачником, бесполезным членом общества.

Но, если по теории развития цивилизаций, саму цивилизацию невозможно спасти от гибели, то человека — можно!

Сейчас наступает новое время зарождения новой цивилизации, в которой ценность обретет как раз универсальный человек, отказавшийся от навязанных ценностей общества потребления, и стремящийся к обретению гармонии с миром и духовному развитию.

Кстати, именно этот выход и предлагал Г. Маркузе в своей книге, показавшийся его современникам «несколько туманным и неопределенным».

А теперь, кому интересно, давайте разберемся, почему это так.

Душа цивилизации

Освальд Шпенглер ввел такое понятие как душа цивилизации. По его мнению все цивилизации  развиваются циклически: сначала зарождается живая душа цивилизации, которая  затем как-то себя проявляет, реализовывает, расширяется, а затем угасает и гибнет. Существуют две стадии развития цивилизации: культура и технический прогресс  (Технический прогресс Шпенглер собственно и называл цивилизацией, а живую душу цивилизации — культурой) Например, культура Древней Греции нашла свой упадок и гибель в  цивилизации Древнего Рима. Как-то так…

Развитие цивилизации идет по экспоненте вверх, затем достигает вершины, какое-то время держится на ней, затем начинается постепенный спад и резкое стремление вниз, то есть разложение и гибель.

Основной расцвет  культуры происходит до достижения вершины, после прохождения вершины культура постепенно приходит в упадок и ей на смену идет технический прогресс. В тот момент, когда технический прогресс становится панацеей — это симптом заката цивилизации. Например, когда научные открытия совершаются не с целью познания и расширения картины мира, а с целью применения в жизни, в быту, чтобы сделать жизнь человека более удобной, комфортной и пр.

Когда элиты прекращают «тянуть» основную массу народа вверх, к развитию, когда исчезает любая идеология, а сами элиты постепенно начинают мельчать и опускаться до уровня народа и смешиваться с ним, тогда исчезают любые высокие духовные идеи и наступает период деградации и резкого спада.

Когда основной центральной идеей государства и его идеологией становится «улучшение благосостояния граждан» — это дно всех идей, потому как в нормальном состоянии эта идея не имеет отдельного обособленного смысла: люди работают, что-то создают, и их благосостояние «автоматически» растет, за счет приращения создаваемых реально  конвертируемых ценностей и благ. Когда же идеей становится обогащение ради потребления, а все остальные сферы жизни рассматриваются лишь как способы достижения богатства, — это говорит о том, что конец цивилизации близок. Мы не на пороге гибели, мы уже в процессе.

Простой человек интуитивно чувствует это изменение и определяет его для себя как «жизнь становится какая-то не такая», то есть, по Шпенглеру,  наступает  метафизическая усталость,.

Одномерный человек

Одномерность — это когда основная масса людей начинает стремится к одной и той же идее, а цивилизация в свою очередь начинает воспроизводить одни и те же типы, вытесняя при этом другие за ненадобностью.. При наступлении метафизической усталости и перехода от культуры к техническому прогрессу человек начинает резко стремится к одномерности.

Например, сейчас современная  цивилизация требует от человека максимальной специализации: чем более узким специалистом становится человек в своей сфере, тем успешнее он может конкурировать с другими (не такими узкими) специалистами в  продвижении к успешному успеху. Поскольку подавляющее большинство людей одержимы одной и той же идеей успеха измеряемого только одним критерием — деньгами,  — цивилизация начинает воспроизводить одни и те же типы (бухгалтеры, программисты, маркетологи), а другие вытеснять за ненадобностью, определяя их как неудачников и не поддерживая и не развивая их способности. , Так универсальные люди с широким спектром различных способностей и талантов, остаются за бортом «корабля современности», так как на них нет спроса.

Одномерный человек  — это второй основной симптом заката цивилизации.

Цветущее разнообразие

Русский философ Константин Николаевич Леонтьев высказал идею о том, что каждая  цивилизация в своем развитии проходит три стадии:

  • простота (зарождение)
  • цветущее разнообразие (увеличение сложности, развитие)
  • упростительное смешивание (закат)

Так вот  для т.н. «цветущего разнообразия» нужны совершенно разные люди!

Но для существования и стабильного  развития цивилизации необходимо два фактора человеческой популяции, находящиеся в определенной пропорции, — это качество и вариабельность. При этом качества должно быть примерно 70%, вариабельности 30%.  Вариабельность  — это и есть то самое разнообразие, а качество можно определить как совокупность: интеллект + самоконтроль + физическая сила, или как здоровье нации, что в свою очередь определяется как:

Здоровые инстинкты + Энергия
— +  = извращения
+ —  = пассивность
— —   = полное отсутствие способности к созидательному действию

Когда пропорция смешается в сторону вариабельности, а качество постепенно падает, т.к. вариабельность начинает это качество вытеснять, тогда люди становятся максимально разными, а «настоящий мужик» пропадает.

Исчерпание человека идет постепенно, и наша цивилизация уже давно похожа на дырявое ведро. Вариабельность ушла настолько далеко, что люди стали настолько разными, что они уже не могут понимать друг друга, а качество при этом снизилось настолько критически, что они уже не могут себя реализовать.

Например, человек имеет выдающийся музыкальный талант но элементарно не может выучить ноты. Или есть талант художника но нет способности обучиться живописи. Поэтому на уровнях культурной жизни все упрощается и упрощается., а качество человека перекладывается на технический прогресс!