Уильям Генри Фокс Тальбот и его изобретение века

статья о выставке

Уильям Генри Фокс Тальбот и его изобретение века выставка Музей имени Пушкина фотография фото maryatekun.ru

Недавно в Москве в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Галерее искусств стран Европы и Америки XIX-XX вв. проходила уникальная выставка под названием «Уильям Генри Фокс Тальбот. У истоков фотографии».

Я туда сходила и теперь хочу поделиться своими открытиями.

В 1839 году почти одновременно было объявлено об изобретении фотографии Луи Жаком Манде Дагером – во Франции, и Уильямом Генри Фоксом Тальботом – в Англии.

Дагеротипия (названный по имени своего изобретателя) – первый из способов регистрации изображения, созданного солнечным светом на посеребреной пластине. Способ был популярен в течение нескольких десятилетий, и даже стал коммерчески успешным.

Дагеротип — это невоспроизводимый (единственный и уникальный) отпечаток изображения. Основное его преимущество в том, что снимки долговечны и не выцветают со временем.

Калотипия – названный так самим автором (от греч. kalos – красивый и typos – отпечаток) – способ создания бумажных негативов с использованием камеры-обскуры. Позитивные отпечатки с калотипных негативов получались методом соляной печати.

С калотипного негатива можно сделать несколько одинаковых отпечатков, но полученные на специальной солёной бумаге изображения быстро угасают, желтеют и теряют своё первоначальное качество.


камера-обскура


камера-люцида

Однако, именно Уильям Фокс Генри Тальбот по праву считается родоначальником фотографии, поскольку его технология воспроизводимой негативно-позитивной бумажной печати легла в основу методов классической фотографии, которые использовались вплоть до появления цифровых технологий, которые превратили аналоговые отпечатки в исторический анахронизм (почти).

Тальбот был ученым с широким кругом интересов: он занимался естественными науками, классическими языками, изучал клинопись и был политическим деятелем.

На пересечении всех этих интересов и многочисленных опытов, которые он проводил, и возник тот способ получения снимков, на котором основывалась вся фотография 20 века.

К 1839 году Тальбот уже несколько лет занимался фотографическими экспериментами. Его желание как-то использовать свое изобретение было обусловлено личной заинтересованностью: он искал способ фотографической фиксации глиняных табличек с клинописными текстами из Британского музея, расшифровке которых посвятил большую часть своей жизни после 1850 г.

Итак, как все было?

Фотогенические рисунки

Опыты Тальбота с растворами поваренной соли и нитрата серебра привели в 1834–1835 годах к изобретению «фотогенических рисунков», которые создавались без использования фотоаппарата.

Ботанический образец
лист VII из альбома «Карандаш природы»

Этот отпечаток представляет объект, снятый в его натуральную величину. Это достигается благодаря другому, гораздо более простому процессу. Лист растения или любой другой тонкий и хрупкий объект ровно располагается на листе подготовленной, в меру чувствительной бумаги. Накрывается стеклом, которое плотно прижимается с помощью винтиков, и помещается на солнечный свет до тех пор, пока экспонированные участки бумаги не станут темно-коричневыми или почти черными. Таким образом листья растений получаются белыми на темном фоне, создавая очень красивые изображения.
Данный отпечаток демонстрирует обратное изображение, а именно темное на светлом фоне или, выражаясь языком фотографии, позитивное, а не негативное изображение. Получить его можно простым повторением процесса, описанного выше. После его завершения получается изображение, противоположное первому: фон — светлый, изображение на этом фоне — темное.

Уильям Фокс Генри Тальбот


образец кружева

Так было положено начало. Затем ученый-естествоиспытатель Уильям Генри Фокс Тальбот пошел в своих экспериментах дальше.

Калотипия

С 1840 года Тальбот начал использовать камеру-обскуру с линзой, для создания бумажных негативов. Это процесс он назвал «калотипия» и запатентовал в 1841 году. Позитивные отпечатки, которые получались с калотипных негативов, называются «соляная печать», или печать на солёной бумаге. Снимки закреплялись в растворе бромистого калия или гипосульфита натрия.

Бюст Патрокла, профиль
лист XVII из альбома «Карандаш природы»

Любители уже отложили карандаши и вооружились химическими растворами и камерами-обскурами. В особенности те любители — и их немало, — кто счел законы перспективы сложными для изучения и применения, а так же те, кто, к несчастью ленив, и предпочитают использовать метод, избавляющий их от этих сложностей. Даже состоявшиеся художники пользуются изобретением, способным в считанные минуты запечатлеть бесчисленные детали готической архитектуры, на изображение которых обычным способом едва ли хватит целого дня.

Уильям Генри Фокс Тальбот


Аббатство Мэлроуз. Шотландия
лист из альбома «Солнечные картинки Шотландии»

Калотипные отпечатки отличаются матовой бархатистой поверхностью с плавными переходами от света к тени. В них нет четкой детализации, контуры довольно размыты. Их цветовая гамма: от бледно-желтого до коричневого разных оттенков.

Особенность бумажных негативов — размытость и зернистость изображений — станут впоследствии именно художественными качествами калотипии.

Поскольку отпечатки на соленой бумаге быстро угасали, этот метод печати потерял популярность после появления альбуминовой печати в начале 1850-х годов.

Фотоглифия

В 1852 году Тальбот запатентовал свое новое изобретение — «фотографическую гравюру»или «фотоглифию», которая была предшественницей современной полутоновой и глубокой печати с использованием типографских чернил.

Проблема угасания отпечатков мешала коммерческому развитию калотипии, и Тальбот в конечном счете оставил эксперименты с серебром в пользу опытов по созданию фотографий с помощью чернил.

Он настаивал на том, что фотоглифии не нужно путать с гравюрами. Чтобы показать весь диапазон возможностей фотоглифии он копировал тексты, гравюры и фотографии, сделанные другими авторами.

Копия печатного листа «Указы короля Англии Ричарда II»
лист IX из альбома «Карандаш природы»

Благодаря этой технологии, Тальбот нашел решение, предотвращающее выцветание отпечатков, поэтому развитие фотоглифии привело к широкому применению фотографических изображений в печатных изданиях.


Как научное изобретение фотография была высоко оценена в век позитивизма и прогресса, но с эстетической точки зрения она часто подвергалась критике как «несовершенная копия». Считалось, что фотографический снимок не вызывает такого эмоционального отклика, как рисунок или живопись.

Фактически до начала 20 в. «светопись» не считалась искусством.

фото @maryatekun