Современное искусство — о чем это оно?..

Современное искусство — впечатления от выставки

Современное искусство - выставка в галерее Гараж

Посетив очередную выставку представителей современного искусства в галерее «Гараж», сначала я хотела написать очень злой пост, с демонстрацией, так сказать, образцов современного искусства во всей красе, которых у меня в изобилии осталось после  посещения этой жуткой выставки.

И вот вытащила я их, разложила и стала писать… но потом вовремя вспомнила слова одного мудрого человека, он говорил следующее:

Борьба со злом порождает еще большее зло. Любая борьба — это порождение невежества. Нужно просто стоять на другой стороне.

Хорошо, что вспомнила. Стерла все эти мерзости и ограничусь, пожалуй, квинтэссенцией смыслов без демонстрации и излишних подробностей.

Не знаю даже, какую картинку поставить в заглавие…

Современное искусство учит нас всеядности

вот, наверное, основная идея данного опуса.

Ученые долго думали над загадкой: почему, во-первых, творчество И.С. Баха было забыто на целых сто лет, буквально исчезло с горизонта музыкальной истории, словно его и не было, и, во-вторых, почему к этому делу первую руку приложили его собственные сыновья — так же довольно известные композиторы и музыканты?

Ответ в итоге был найден. И на мой взгляд здесь нет ничего странного. Бах был горой, вершина которой упиралась в самое Небо. И если допустить существование этой горы, то двигаться дальше всем остальным останется только вокруг подножия, а вершина — она навсегда останется где-то там, невидима и недосягаема.

Но ведь мы все привыкли к тому, что движение — это прогресс, развитие и т.п. И вот, ради того, чтобы это развитие продолжалось, вернее, могло бы иметь хоть какое-то продолжение, Бах был «сброшен с корабля истории», со всеми своими фугами и темперированным клавиром, а потом, когда появились и разрослись разные другие гении, и когда его творчество уже не было столь угрожающим для всемирной истории музыки, его вдруг «открыли заново», обнаружили и вознесли на заслуженный пьедестал.

Он стал недосягаемым гением, которому, впрочем, совсем не обязательно стало соответствовать.

Современное искусство

К чему это я?

В наше время счет идет уже не на века, и даже не на десятилетия, а на года и дни. С каждым днем появляются все более и более сомнительные «шедевры», которые общественность во главе с критиками так спешит признать «гениальными», что прямо радоваться хочется, сколько же гениев вокруг!

Но что происходит? Или у искусствоведов нет глаз?

Критики спешат признать шедевры истинными, сформировать их ценность и повышенный спрос ради того, чтобы следующие «гении» могли существовать в этом обозначенном пространстве гениальности совершенно свободно и естественно. А те, кто упорно продолжают лезть на гору, остаются за рамками, и особой угрозы так же не представляют.

Но зачем же все это?

Когда искусство стало полноценным товаром, принципы его развития сильно трансформировались.

Если ты капиталист, тебе не нужны высокие идеалы, потому что они плохо продаются.

С каждым днем уровень «шедевра» снижается, планка опускается все ниже, и вот уже дозволено практически все. Свобода самовыражения достигла предела. Но это стремление к безграничной свободе — это же и закономерное стремление к ненужности. Но все гении хотят быть признанными.

Намеренно подменить «хорошее» «плохим» гораздо менее опасно и гораздо легче сделать, чем вообще сломать внутренние ориентиры. А когда нет шкалы, нет и критериев оценки. И тогда:

Творцу все дозволено.

Хорошо, пусть так. Но мы-то с вами — нам-то это зачем??? Я люблю современное искусство. Но я не готова терпеть от него ВСЁ.

Тотальная толерантность — путь в никуда. Это та же всеядность. Когда мерзость не может уже быть названа мерзостью только потому, что продается на аукционе Сотбис за миллионы.

Стоять на другой стороне — это хотя бы просто перестать быть всеядным. Перестать подвергаться внушениям, прекратить убеждать себя в том, что современный мир устроен как-то иначе, и в нем теперь действуют какие-то другие законы человеческого бытия.

Намеренное разрушение культурного ценза и любых критериев восприятия произведения искусства приводит в итоге лишь к одному — к неминуемой деградации.

Но мы и так все слепы и движемся неизвестно куда в кромешной тьме. Зачем же еще красить небо черной краской, старательно замазывая звёзды?..