Особенности темперных красок

Темпера особенности темперных красок, достоинства и недостатки, состав, цвета темперы, темперные краски для живописи, картины темперой, примеры работ

В этой статье мы рассмотрим особенности темперных красок и их отличие от других художественных материалов, которые художники используют для  создания своих работ в настоящее время, таких как масляные краски, акрил или гуашь.

Состав темперных красок

темперные краски для рисования темпера для живописи темпера особенности цвета темперных красок

По сути своей, темперные краски — это водорастворимые краски, изготовляемые на основе сухих порошковых пигментов и эмульсий, служащих связующим веществом. Поскольку с порошковыми пигментами все ясно (они везде примерно одни и те же), то на них мы специально останавливаться не будем, а вот  эмульсиями могут служить различные вещества, и в зависимости от того, на основе какой эмульсии приготовлена темперная краска, она будет отличатся по своим свойствам и названию, соответственно.

Различается два основных вида темперных красок — это натуральные и искусственные. В натуральной темпере в качестве связующей эмульсии используется куриное яйцо, отсюда и название — яичная темпера. В искусственной темпере эмульсией служат различные масла в водном растворе клея или полимеры.

Здесь мы не станем углубляться в исторические и технические подробности,  но усвоим лишь самое главное.

Итак, яичную темперу, друзья, можно изготовить только самостоятельно, используя пигменты и яичный желток. Готовить ее нужно непосредственно перед работой и — она не хранится.  В современном производстве готовых красок все давно перешли на химию и упрощенный технологический процесс. Ну, используем то, что есть.

Я в своей работе использую темперные краски «Мастер Класс» производства фирмы «Невская палитра» на основе поливинилацетатной дисперсии (ПВА).

Темпера особенности темперных красок

Основными отличительными особенностями темперных красок являются следующие:

  • это краска на водной основе, т.е. разбавляется водой
  • темпера очень быстро сохнет
  • после высыхания темперная краска создает плотный прочный матовый слой, который не смывается водой, т.е. как было написано в предупреждении на одной баночке с краской «Краска высыхает необратимо!»
  • темпера имеет высокую укрывистость, и слои ее непрозрачны — у этой краски нет так называемых лессировочных пигментов, которые создают полупрозрачные слои.
  • темперная краска позволяет писать как густыми плотными мазками, так и  довольно сильно разбавленными слоями, что-то между маслом и гуашью
  • за счет отсутствия масла в составе краски темпера не желтеет, не темнеет и не выцветает со временем, то есть красочный слой является очень стойким, но
  • оказывается более чувствителен к механическим повреждениям в некоторых случаях
  • в процессе высыхания темпера довольно значительно меняет цвет, что необходимо учитывать в работе
  • в большинстве магазинов товаров для художников темпера имеет довольно ограниченное предложение  — в среднем около 20 цветов, и это самый скудный набор по сравнению со всеми остальными красками (акрил, масло, гуашь, акварель)
Цвета темперных красок

Самый популярный набор темперных красок в тубах  включает в себя такие цвета:

Так же можно добыть тубы поштучно с дополнительными цветами:

Это вся палитра темперных красок.  Возможно, кому-то покажется данный набор весьма скудным, но мне вполне хватает и половины!

Не придется особенно печалиться и тем, кто откроет для себя и прочтет замечательную книгу из серии «must read»,  — «Синий и желтый не дают зеленый»  — учебник по теории цвета Майкла Уилкокса.

Еще хотелось бы сказать несколько слов не о спектре, а об особенностях цвета темперных красок.

Современные темперные краски на основе ПВА имеют очень яркий стойкий и плотный цвет. Картины, написанные темперой, не темнеют, не желтеют и не выцветают со временем. Цвета темперных красок яркие, насыщенные и в то же время ,благодаря матовой поверхности красочного слоя после высыхания, создают очень приятное общее впечатление от картины. Сочетания темперных красок весьма разнообразны., за счет чего можно достичь самых тонких цветовых нюансов и переходов в живописи.

Цвет темперной краски густой и богатый, даже при значительном разбавлении водой темпера на теряет своих свойств, но писать ей совсем жидко как акварелью не получится, да и не стоит.

В процессе работы цвета темперных красок могут трансформироваться: какие-то из них после высыхания темнеют, какие-то, наоборот, высветляются. Эту особенность необходимо учитывать в работе, что может создавать определенную сложность на первых порах. Но в дальнейшем при постоянном взаимодействии с этим замечательным материалом, данные трудности окажутся легко преодолимы.

Цвета темперных красок позволяют создавать как яркие контрастные плакатные или декоративные полотна, так же и спокойные туманные матовые картины с естественной палитрой.

Преимущества и недостатки темперы

На основе вышеперечисленных особенностей темперных красок каждый  для себя сможет примерно оценить их достоинства и недостатки.

Так, скажем, водная основа может считаться важным преимуществом темперы за счет простоты и удобства использования, отсутствия запаха, легкости в уходе за кистями и палитрами и т.п.

Быстрое высыхание красочного слоя в каких-то случаях может считаться преимуществом, а в других — будет недостатком. Смотря какую задачу ставит перед собой художник.

Непрозрачность красочного слоя так же в каких-то случаях «жирное» достоинство, а в каких-то  — досадный недостаток. Это я к тому, что темперная краска, даже при значительном разбавлении водой никогда не позволит создать прозрачных многослойных лессировок, как в акварели или масляной живописи. Зато можно «крыть» хоть белым по черному, хоть черным по белому!

Укрывистость темперы

Укрывистость или расход краски на единицу площади, что будет точнее. Тут поступил вопрос от читателя как раз на эту тему, и я решила заполнить этот пробел в нашей статье. Итак, как же узнать, сколько потребуется темперной краски для покрытия холста определенной площади?

Считается, что укрывистость темперы (или расход краски) примерно 100 г/м2 — это плотный слой практически не разбавленный водой. А дальше идут варианты…

По моему опыту темпера даже при значительном разбавлении создает плотный матовый слой. Можно прокрывать холст в два слоя — первый жидкий и второй более плотный. Время просушки первого слоя желательно выдерживать около 1 часа (это наверняка!), т.к. если первый слой не достаточно просох, он может начать сдираться при нанесении второго слоя и эти «дыры» будет сложно заделать.

И еще расход темперной краски сильно зависит от качества грунта и подготовки поверхности. Если грунт плохой и поверхность плохо подготовлена, то расход краски может сильно увеличиться, и наоборот.

Темпера желтеет

Современная темпера на основе ПВА очень качественный материал, я пишу картины этой краской уже более 10 лет и могу сказать, что на сегодняшний день темпера является моим самым любимым материалом. Цвета темперных красок не прожухают, не темнеют и не желтеют  со временем, но есть один нюанс: темпера плохо переносит покрытие лаком. В этом случае действительно темпера может дать явную желтизну.  Ни в каких других случаях явного пожелтения темперы я в своих работах не наблюдала.

С другой стороны, не вижу смысла покрывать лаком картины, выполненные темперными красками. Потому что тогда теряется весь шарм этой замечательной краски, ее глубокий матовый цвет и бархатистость. Лак буквально «съедает» оттенки и темпера теряет свою уникальную красоту и глубину.

Возможно, эффект пожелтения может быть связан еще с использованием некачественных грунтов. Честно скажу, что на покупных холстах без предварительного покрытия собственным грунтом, я давно не пишу, и поэтому предполагаю, что не только масло может сильно пострадать от некачественного грунта, но и темпера.

Картины темперой

Примеры моих работ, написанных темперными красками в разных техниках

Пашня, первый снег, озимые и последнее солнце

Картина написана в авторской технике, холст на картоне. Написано в один слой.

Розовый слоник

Картина написана темперными красками в смешанной технике, многослойная живопись.

Сон жизни

Картина написана темперными красками в авторской технике в несколько слоев, холст на подрамнике.

картина "Вечный Ом"

Вечный Ом

Картина написана темперными красками на «домотканом» льняном холсте в виде свитка, «мягкая картина», кстати, подобные картины я гладила утюгом с отпаривателем, и с краской ничего не произошло. Думаю, их и стирать можно )))

картина Хмурый день. Картина-фреска, оргалит, штукатурка, темпера, 10х15 см

Хмурый день

Картина темперой на оргалите по сырой штукатурке,  типа фреска. Кстати, я заметила, что в этой технике краски при высыхании не тускнеют, а как бы приобретают дополнительную яркость и глубину.

Натюрморт

Картина темперой, холст на картоне, написана в два  слоя.

картина Китайские хризантемы. Бархат, темпера, 30х40 см

Китайские хризантемы

Картина темперой на бархате написана в авторской технике с применением мерцающих красок

картина Синяя птичка. Бархат, темпера, 20х30 см

Синяя птица

Картина темперой на бархате с применением мерцающих красок

И в заключение хочу сказать, что темпера — этой мой любимый материал для творчества, свойства и способности которого практически неисчерпаемы, и я все еще продолжаю свои эксперименты!


Если у вас остались вопросы, просто напишите мне:

Ватсап 8 916 085 27 27
ВКонтакте  https://vk.com/maryatekunru
Телеграм  https://t.me/MaryaTekunClub
Ютуб  https://www.youtube.com/channel/UCnveAIUjzGFAwVKWxdLysZA