Николай Мещерин. Выход из суеты
выставка в Музее русского импрессионизма
Впервые после долгого забвения эта выставка открывает нам русского художника-импрессиониста начала 20 в. Николая Мещерина.
Хроника жизни художника Николая Мещерина
Николай Васильевич Мещерин родился в московской патриархальной купеческой семье. Его отец Василий Ефремович Мещерин, купец 1-й гильдии, был основателем Даниловской текстильной мануфактуры — одного из крупнейших в России ткаческой производств. По сложившейся традиции того времени, Николай, как старший сын, после смерти отца должен был возглавить фабрику. Но к управлению этим сложным финансово-промышленным механизмом у него не было ни склонности, ни интереса. Николая привлекало искусство: фотография и живопись.
портрет художника и его фотоснимки
В то время богатые промышленники нередко становились меценатами и коллекционерами, но мало кто из них сам брался за кисть.
Свое убежище от городской суеты Николай Мещерин нашел в родовой усадьбе Дугино, расположенной в двадцати восьми верстах от Москвы, в Подольском уезде в живописной излучине реки Пахры. Окружающие ее деревни, поля и леса надолго стали его мастерской под открытым небом. В гостеприимную усадьбу на пленэр любили приезжать и другие художники: Левитан, Грабарь, Переплетчиков, Степанов, Аладжанов, Корин и Васнецов. На выставке представлены некоторые работы этих художников, сделанные в усадьбе в тот период.
«Береза и рябинки» Н. Мещерин
Пейзаж — вот жанр, который Николай Мещерин ценил больше всего. Однако к живописи он пришел не сразу, а через увлечение фотографией. Его авторские отпечатки выставляются впервые. Эти снимки демонстрируют интерес художника к возможности светописью мгновенно запечатлеть быстро меняющиеся виды природы. Впоследствии обратившись к живописи, Николай Мещерин стремился передать красоту и поэзию окружающей его природы в красках. Классическая ясность построения сцен в сочетании со свободой колорита стали отличительными особенностями зрелого периода творчества художника.
«Летний вечер» Н. Мещерин
Значительную часть выставки составляют картины, купленные в 1920-е годы Александром Гатманом у вдовы художника Лидии Ивановны Горячевой-Мещериной. Его сын, историк искусства Николай Гатман, передал коллекцию в Третьяковскую галерею в 2006 г. Он не только сохранил собрание, но и стал ведущим исследователем жизни и творчества художника Николая Мещерина.
«Лунная ночь» Н. Мещерин
«Сосенки под снегом» Н. Мещерин
«Золотая осень» Н. Мещерин
«Восход солнца» Н. Мещерин
«Морозный вечер» Н. Мещерин
Картины выполнены в необычной технике — кстати, жаль, что в музее почему-то не указывают в подписях к картинам материалы. Это масло на картоне. При ближайшем рассмотрении видно, что живописный слой покрывает не весь картон, и тот как бы просвечивает сквозь краску, создавая такой вот эффект объема, воздуха и свечения. (Что-то знакомое мне в этом показалось )))))))
«Морозный вечер» фрагмент