Антон Батагов. Волнение

первый сольный концерт Антона Батагова в «Зарядье»

Антон Батагов. Волнение фото maryatekun.ru

Антон Батагов рассказывает об этом концерте:

В первом отделении — музыка двух композиторов, у которых день рождения в один день: Франца Шуберта и Филиппа Гласса. Кстати, Гласс говорит, что его любимый композитор — Шуберт.

Две пьесы Шуберта, написанные в последний год его жизни (1828), — музыка невероятной красоты и глубины, наполненная одиночеством и светом.  Меня всегда восхищало, что Шуберт как бы завис между так называемым классицизмом и так называемым романтизмом. Он слишком субъективен, чтобы быть классически-безупречным, и слишком сдержан, чтобы оказаться на территории романтических бурь и порывов. Он всегда остается где-то в стороне, он один идет по своему бесконечному зимнему пути, никому ничего не навязывая.

Между двумя пьесами Шуберта я сыграю сочинение Филиппа Гласса, которое он написал специально для меня в 2017 году. Называется оно Distant Figure/Passacaglia for piano (Фигура вдалеке/Пассакалия для фортепиано). И в этой музыке тоже невероятная красота, глубина и свет. Как, впрочем, и всегда у Гласса. Я играю все его сочинения для фортепиано и еще кое-что другое — либо в своих аранжировках, либо, как в случае с музыкой к фильму The Hours в аранжировке Майкла Ризмана с некоторыми моими дополнениями. Плюс ко всему этому Гласс захотел написать  для меня вещь. Конечно, я очень счастлив. При первых же двух нотах наверняка многие скажут: «Опять то же самое, сколько можно, мы это много раз слышали!» Но… нет, не то же самое. Вообще-то и у Шуберта, и у Баха, и практически у всех было точно так же: все то же самое, но каждый как заново. И в каждой вещи у Гласса, в том числе и в этой, — магия, и она каждый раз новая, и каждый раз та же самая.

И у Шуберта, и у Гласса — удивительное соединение надмирного покоя и — волнения, в каждой ноте, в каждой интонации. Волнения за всех нас.

Во втором отделении я сыграю музыку, написанную мною для спектакля Ивана Вырыпаева «Волнение».

Весной 2018 года мне позвонил Ваня Вырыпаев и сказал: «Знаешь, я написал новую пьесу и хотел бы дать тебе почитать. Я буду ее ставить в Питере, в БДТ, и представляешь, в главной роли будет Алиса Бруновна Фрейндлих! Мне бы очень хотелось, чтобы ты написал музыку».

Я уже много лет не пишу музыки ни для кино, ни для телевидения, ни для театра. Был такой период в моей жизни, когда я в основном занимался как раз именно такой музыкой, а потом, в 2009 году этот период как-то сам собой закончился, и начался совсем другой. С тех пор я отказываюсь от всех подобных предложений.

Но дело в том, что Ваня Вырыпаев — это человек, который не вписывается в понятия о том, что такое «режиссер», «драматург», «поэт». Это человек, который меняется с каждой секундой. Человек, который смотрит на эти изменения и рассказывает о них себе и людям — и они тоже меняются. Человек, который смотрит на мир и задает вопросы, на которые нет ответа, но каждый следующий шаг в каждой попытке задать самому себе вопрос — это движение по спирали вверх. И с каждым шагом все лучше и лучше видно, — не потому, что ответ найден, а потому что вопрос перестает иметь значение.

Я прочитал пьесу, позвонил Ване и сказал: «Это очень сильная вещь. Спасибо. Я тоже очень хочу, чтобы я написал для этой вещи музыку».

Вот, собственно, и все.


Видео с репетиций в концертном зале «Зарядье»

Репетиция в зарядье. Там темно, поэтому на видео непонятно, что это зарядье. Прошу поверить мне на слово. И какой же всё-таки офигительный зал!

Опубликовано Anton Batagov Понедельник, 1 апреля 2019 г.

 

  • Филипп Гласс

Волненье видится на расстояньи.Philip Glass. Distant Figure (самое начало, волненье – со следующего такта).5 апреля в Москве, в Зарядьи,https://zaryadyehall.com/afisha/novim/premera-vokalnogo-tsikla-antona-batagova/8 апреля в Петербурге, в Филармоньи.https://www.philharmonia.spb.ru/afisha/274311/

Опубликовано Anton Batagov Пятница, 15 марта 2019 г.

 

  • Франц Шуберт

Шуберт тоже волнуется.5 апреля Москве, а 8 апреля в Петербурге.

Опубликовано Anton Batagov Понедельник, 11 марта 2019 г.

 

  • Антон Батагов

Репетирую. Волнуюсь.5 апреля в Москвеhttps://zaryadyehall.com/afisha/novim/premera-vokalnogo-tsikla-antona-batagova/8 апреля в Петербургеhttps://www.philharmonia.spb.ru/afisha/274311/

Опубликовано Anton Batagov Понедельник, 25 февраля 2019 г.

 

  • Антон Батагов

…потому что любовь – это ты.(Иван Вырыпаев, из пьесы "Волнение").С праздником!

Опубликовано Anton Batagov Четверг, 14 февраля 2019 г.

Готовлюсь к концерту «Волнение» – играю Шуберта.
Как это у него получалось??? Не устаю удивляться: ну как? Ничего лишнего, всё совсем просто, и почему-то каждая нота – обо всём, навсегда. Как может сочетаться такая степень искренности и обнаженности с такой сдержанностью и абсолютным отсутствием даже намека на пошлость?

Антон Батагов

Эту картинку сделал студент-дизайнер Денис Маслов. Помните выставки плакатов в фойе Дома музыки? Это продолжение. Сейчас уже не успеется напечатать большой плакат, но вообще-то этот график надо рассматривать на на экране телефона. Там всё очень подробно. Физика – это наука, изучающая частицы и волны (что одно и то же), то есть наука о волнении. Данный график подробно иллюстрирует теорему Вырыпаева.
Дано: волнение – это река.
Требуется доказать: река стремится туда, где уже нет границ.

Интервью с Антоном Батаговым