Музей С.И. Танеева в Дютьково

музей

25 ноября — в день рождения великого русского композитора Сергея Ивановича Танеева я посетила его Дом-музей в деревне Дютьково недалеко от Звенигорода.

Музей С.И. Танеева в Дютькове фасад maryatekun.ru

В этом доме он провел много счастливых дней своей жизни и здесь же и скончался от воспаления легких, которым заболел, простудившись на похоронах своего ученика С. Скрябина (так бывает).

Музей С.И. Танеева в Дютькове двор maryatekun.ru

Вообще деревня Дютьково — место довольно-таки уникальное и прославилось много чем, есть там даже свой Олимп и… но об этом, пожалуй, отдельный рассказ, а то я никогда не закончу )))

Музей С.И. Танеева в Дютькове портрет композитора maryatekun.ru

Кто ничего не знает о Сергее Ивановиче Танееве, должен сразу узнать эти вещи:

С.И. Танеев (1856 — 1915) русский музыкант, пианист, композитор, педагог — и всё это с Большой Буквы! Он был учеником Н. Г. Рубинштейна по классу фортепиано и П. И. Чайковского по классу композиции.

А его учениками были: Сергей Прокофьев, Сергей Рахманинов, Александр Скрябин, Николай Жиляев, Константин Игумнов, Рейнгольд Глиэр…

Музей С.И. Танеева в Дютькове ученики maryatekun.ru

И самое главное, что признавали все без исключения, кто был с ним знаком — что это был человек с чистой душой, золотым сердцем, кристальной честности и самых высоких духовных идеалов, «музыкальная совесть Москвы» — так называли его.

Композитор Александр Гречанинов, вспоминая о Танееве, говорил так:

После беседы с ним чувствуешь себя лучше, чище, как по прочтении хорошей книги. И не я один сознательно искал общения с ним. Многие шли к нему за советом, помощью, и не только в области искусства.

Музей С.И. Танеева в Дютькове фото прогулка  maryatekun.ru

Еще главное вот что: С.И. Танеев был не только самым известным музыковедом своего времени, но и глубоким знатоком теории музыкальной композиции и контрапункта (теория полифонии или сочетания нескольких голосов), что так же признавали все без исключения. Он написал несколько серьезных трудов на эту тему:

Музей С.И. Танеева в Дютькове сочинения maryatekun.ru

Еще он сочинял глубокие нравственно-философские музыкальные произведения. Его единственная опера «Орестея» (по мотивам древнегреческой трагедии Эсхила) была поставлена в Петербурге в Мариинском театре.

Музей С.И. Танеева в Дютькове Орестея maryatekun.ru

Так же он сочинил уникальную лирико-философскую кантату «Иоанн Дамаскин», которая была написана по мотивам поэмы Алексея Толстого, которая была написана по мотивам псалма.

Еще в Дютьково он был руководителем хоровой капеллы, которая была собрана из простого окрестного люда, и написал для нее около 40 хоров.

Музей С.И. Танеева в Дютькове гостиная maryatekun.ru

Как пианист он был признанный виртуоз, а как исполнитель умел передать самые тонкие оттенки смыслов, вложенные в произведения их авторами.

А сам он был настолько скромным человеком, что собственные его произведения как-то терялись в тени творчества его блистательных учеников. И даже рояль у него прохудился настолько, что в крышке была дыра! (этот рояль, к сожалению, не сохранился), а когда друзья собрали ему деньги на новый рояль, так Сергей Иванович отказался, не смог принять такой дорогой подарок.

Музей С.И. Танеева в Дютькове гостиная фото maryatekun.ru

Хоть я и не большой знаток и любитель классической музыки, но я очень люблю ходить в такие вот музеи. Здесь сразу как будто видишь многослойный портрет живого человека, а не какие-то сухие факты биографии и библиографии. Вот, собственно, основная идея моего опуса! У меня нет цели переписывать википедию, чтобы донести до кого-то эти сухие факты, но есть желание поделиться своими личными впечатлениями и мыслями.

Я не знаю, конечно, на кого как, но на меня производят сильное впечатление именно такие вот маленькие дома-музеи, исторические усадьбы и квартиры известных и великих людей.

Обстановка этого дома частично восстановленная, но сохранилось там довольно много вещей, принадлежавших Сергею Ивановичу. Особенную ценность представляет кресло, в котором любил сидеть сам Петр Ильич Чайковский (!) — вон оно там за столом.

Музей С.И. Танеева в Дютькове гостиная фото maryatekun.ru


Но это еще не все. В честь дня рождения С.И Танеева был устроен концерт классической музыки! Вот объявление на заборе:

Музей С.И. Танеева в Дютькове афиша фото maryatekun.ru

Да, Рувим Островский исполнял большие сонаты Бетховена на историческом рояле, принадлежавшем Танееву. Ровно два часа. И играл он, кстати, без нот!

Музей С.И. Танеева в Дютькове рояль фото maryatekun.ru

В эти два часа я много чего подумала, и о своей жизни в частности, и об искусстве в целом. Вспомнила слова экскурсовода «Никто из нас не знает, как устроен этот мир» — странно, идея-то в принципе не то что не нова… а смысл дошел только вчера. Я имею в виду, конечно, глубочайший метафизический и эсхатологический смысл.

Музей С.И. Танеева в Дютькове подготовка к концерту фото  maryatekun.ru

И еще подумала вот о чем: насколько искусство, которое нам понятно, способно приносить наслаждение, настолько же искусство не понятное, способно причинять страдание и даже боль!

Вечером, в поисках ответов (или хотя бы некоторых прояснений) я прослушала лекцию Т.В. Черниговской под названием «Музыка и мозг», ну, об этом расскажу тоже как-нибудь в другой раз. А пока…

Музей С.И. Танеева в Дютькове музыкальный зал фото maryatekun.ru

Как всегда у меня для вас есть фильм с места событий под названием:

«Концерт в деревне Дютьково — полный аншлаг!»

 

Любовь, преодолевающая время

про кино

Любовь, преодолевающая время история про кино maruatekun.ru

Сегодня у нас будет интересная история про «любовь без границ»!

Так вот, посмотрела я тут один фильм:
«Домик у моря», Корея 2000 г., реж. Ли Хён (сын)

«Il Mare» — так назывался дом, в котором в разное время жили эти двое, которые на картинке, и писали друг другу письма: он — из прошлого, а она — из будущего, — отправляя через волшебный почтовый ящик, который тоже есть на картинке. Постепенно их любовь преодолела время, и они встретились.

Кстати, по-корейски фильм называется «Сиворэ», что и означает «любовь, преодолевающая время»!

Очень хороший фильм про жизнь (как обычно снимают корейцы, за что я их фильмы очень люблю), внутри которой происходят такие вот перипетии с главными героями, но в фильме есть еще много неглавных деталей, которые как раз и составляют собой этот поток времени, который… ну, вы поняли )))

Но это еще не все!

Оказалось, что есть еще один точно такой же фильм!

«Дом у озера», США, 2006 г., реж. А. Агрести

Да, в 2006 году аргентинский режиссер Алехандро Агрести решил дебютировать в американском кино, начав свою карьеру с ремейка южнокорейской «фантастической мелодрамы».

Ну, неплохое решение! И артистов он подобрал на главные роли что надо: Сандра Баллок и Киану Ривз вряд ли завалят дебют!

В этом фильме повторяется почти все: и сюжет, и детали (ящик для писем прям один в один), но… в итоге фильм получился другой, более плоский что ли. Ну, зато красивый же ))) Тут на первый план выходит личная драма героев, а время тут — всего лишь какое-то «временное» неудобство, которое необходимо как-то преодолеть, чтобы прекратить эти мучения. Ну, все во имя человека, все для блага человека, как говорится.

Но и это еще не все!

Потом оказалось, что есть еще один не точно такой же фильм, но с таким же сюжетом!

«Любовное письмо», США, 1998 г., реж. Дэн Кёртис

В главных ролях: Кэмпбелл Скотт и Дженнифер Джейсон Ли.

Здесь история любви, которая преодолевает время буквально сквозь века! Герой из будущего случайно обнаруживает письмо девушки из прошлого в ящике антикварного стола, который он купил по случаю в лавке. Он как бы в шутку пишет ей ответ (соблюдая несколько прикольных условностей), которые, к слову, срабатывают, и вот между ними мистическим образом завязывается романтическая переписка. А потом…

Сюжет этого фильма более многообразен и включает в себя несколько разных видов перипетий, и в прошлом и в будущем. Так что посмотреть его (любителям фантастических мелодрам) конечно же стоит!

Ну, на этом почти все.

Есть еще один фильм под названием «Домик у озера» тоже американский, смотреть который я никому вообще не рекомендую, потому как это очередная кровавая история про маньяка, который коллекционировал трупы девушек под водой. (Чего только не придумают, ххсссссспддиииии)!

Теперь все!

картинка в заставке, кстати не откуда-то там из интернетов, а это наш любимый кинозал в Звенигороде ) фото @maryatekun, ну а афиши из яндекса, канешна.

Большая выставка фрактального искусства в Москве!

выставка фрактального искусства

Дорогие друзья, ценители живописи и фрактального искусства! У нас для вас как всегда хорошие новости.

Буквально вчера — 18 ноября в 19.00 — состоялось официальное открытие самой большой выставки фрактального искусства в Москве (и в России))) от сообщества фрактальных художников «Fractal Hub»

Итак, выставка пройдет с 18 по 30 ноября в клубе-галерее «Крылатский орнамент» по адресу: г. Москва, ул. Крылатские Холмы, д.26, корп.2

На выставке представили свои работы ведущие фрактальные художники рунета:

  • Дмитрий Шахов
  • Андрей Лёушкин
  • Светлана Анкудинова
  • Светлана Давыдова
  • Андрей Дыдычкин

В общей сложности на экспозиции представлено более 30 работ, выполненных в разных программах фрактальной графики: Apophisis, Mandelbulb 3D, Jux, Fragmentarium и JWildFire.

Специально для открытия выставки наше сообщество подготовило новую научно-популярную лекцию под названием «Удивительный мир фракталов», фрагмент из которой можно посмотреть на видео ниже.


Что ж, теперь от официальной части перейдем к неофициальной. Ну, что могу сказать: выставка состоялась, и это самое главное!

Участники нашего сообщества и немногочисленная публика провели это вечер, посвященный фрактальному искусству, в теплой дружеской обстановке. Люди, увлеченные своим делом, могут говорить о нем часами. Это факт!


вот главный популяризатор фрактального искусства в действии ))))


а это наш лектор готовится к презентации…


…пока зрители внимательно изучают экспозицию


и действительно, тут есть на что посмотреть!

Затем мы перешли к изучению теории и практики фрактальной графики. Лекция длилась полтора часа, и никто даже не заметил, как пролетело время! Конечно, благодаря искусству докладчика!

Затем лекторов стало даже двое:

Андрей и Светлана рассказывали очень интересно, не только теорию, но и практику: как устроены разные программы для фрактальной графики, чем они отличаются друг от друга, в чем плюсы и минусы каждой из них, и где в итоге применяются все эти навыки фрактальных художников, приобретённые годами кропотливого труда, мучений и бессонных ночей.

Было очень интересно послушать истории что называется «из первых рук». Это примерно как попасть за кулисы театра. Неожиданно открываешь для себя совершенно новый мир!

У каждого фрактальщика, оказывается, есть и свои «страшные сны» — так называлась заключительная часть лекции )))

Но всё закончилось хорошо, все остались живы, здоровы и вполне счастливы!

А вот фрагмент лекции «Удивительный мир фракталов»:

Опавшие листья. Уединенное #1

В.В. Розанову посвящается

Я всегда любила читать странных философов и странные книги, рисовать картины человека, «у которого (некоторые) проблемы с психикой», писать рассказы, которые никто никогда не прочтет (по собственной воле))) и заниматься делами, которыми добровольно заниматься никто не станет…

Пока меня в детстве пытали Агнией Барто, я по ночам под одеялом читала Блока — печальные стихотворения о русской природе. Тоже была, кстати, детская книжка, из серии «мои первые книги», но почему-то ее для чтения не использовали…

Василий Васильевич не ленился и записывал свои мысли на обрывках бумаг во всякое время, как они приходили ему в голову. И время это — как то: за уборкой, за завязыванием шнурков и т.п. — так же не ленился указывать, — а потом складывал все эти бумажки в ларец — получались «Опавшие листья». А у Анненского ларец был кипарисовый зато…

Так вот, о чем это я?

Тоже вот решила записать свои мысли. Поток сознания. А он как река — может течь и течь, бесконечно и беспричинно. Кто читал бессмертные творения Вирджинии Вульф (и получал от этого удовольствие, что немаловажно!), тот меня поймет.

В последнее время кругом слышу одно нытье. Такое чувство, что, чем дальше человек отстоит от необходимости решения элементарных проблем выживания, тем жить ему становится все тоскливее и тяжелее. Вся цивилизация направлена на тотальную экономию времени, а ради чего? Куда девается это — с таким трудом сэкономленное — время? Все равно никто ничего не успевает. Но что они все хотят успеть?

Мой дедушка не ходил в фитнес и не вел инстаграм. Он был очень строгий, мало спал, мало ел, мало говорил и много делал. Он не рассуждал, не умничал, в разговорах своих сыновей «о высоком» участия не принимал (и не потому, что вместо вуза провел четыре года на фронте, или как раз потому…)

Он любил свой сад. Ездил туда один.

Еще каждый год он ездил в деревню — косить луг. Сначала потому что у его сестры там была корова, и нужно было заготавливать на зиму сено. Потом коровы уже не было, но он все равно каждый год косил этот луг. Зачем? Кто знает?

Мой дедушка был твердый, как гранит. Из всех детских развлечений он научил меня одному — играть в шахматы. Он никогда не проигрывал (само собой). А мне ооооочень хотелось выиграть, хоть раз!

И вот я не могу себе представить, чтобы хоть кто-то хоть раз услышал от него то, что сегодня не стесняются говорить почти все! Это нытье! Всех всё не устраивает. Все хотят большего. Но никто не готов совершать ни единого усилия над собой! Это нонсенс. То есть бред.

На этом закончу, пожалуй, первую часть…

фото @maryatekun

Арт-мануал: Сад вечного цветения

арт-мануал

арт-мануал Сад вечного цветения maryatekun.ru

Давайте сегодня освоим простую, но эффектную технику писания масляными красками в стиле SHIZZART, и в итоге получим яркую и необычную картину. Друзья! Это будет весело и совершенно безответственно, поэтому такую картину сможет нарисовать каждый. (Как любят утверждать современные гуру мастер-классов по живописи: «Уметь рисовать совершенно не надо! Но с нашего мастер-класса каждый уйдет с готовой картиной!»). Ну, не будем отставать от них в своем неумении рисовать! Вперед!

Для работы нам понадобится:
  • грунтованный холст на картоне 30х40 см;
  • масляные краски;
  • тройной разбавитель;
  • широкая кисть;
  • мастихин;
  • плоская жесткая кисть.
  • еще можно взять какую-нибудь «красивую картинку» (референс) за основу — это если кому сложно рисовать, что называется, «из головы»

арт-мануал Сад вечного цветения maryatekun.ru  фото 1

Этап 1.

Для начала возьмем белила и широкую кисть и сделаем подмалевок. Разбавляя белила в тройном растворителе равномерно покроем весь холст. Вот так.

арт-мануал Сад вечного цветения maryatekun.ru  фото 2

Этап 2.

Дальше берем необходимые краски и выдавливаем их прямо на холст, примерно соотнося расположение цветов с первоначальной идеей. Поскольку все идеи у меня в голове, я соотношусь только с мысленным представлением. Примерно так:

арт-мануал Сад вечного цветения maryatekun.ru  фото 3

Этап 3.

Затем берем мастихин и «разравниваем» краски по холсту, смешивая их друг с другом. Это самый приятный и веселый этап работы! Но желательно следить за тем, чтобы краски смешивались «осознанно», не превращаясь моментально в одну большую грязную кучу. Осторожнее!

Вот такой получается результат:

арт-мануал Сад вечного цветения maryatekun.ru  фото 4

Этап 4.

Теперь берем плоскую жесткую кисть (у меня это синтетика №10) и начинаем придавать форму нашим бесформенным мазкам, плотнее соединяя цвета друг с другом и определяя направлением приблизительные формы наших бесформенных предметов )) Во время этого действия краски смешиваются с белилами из подмалевка, и картина приобретает совершенно иной вид! Смотрим и восхищаемся собой!

арт-мануал Сад вечного цветения maryatekun.ru  фото 5

Этап 5.

Добавляем детали. Темной краской я обозначила стволы деревьев и кое-где добавила светлых пятен белилами. На этом все!

Наш прекрасный сад готов!

Предполагается, что смотреть на эту картину нужно с некоторого расстояния, и тогда раскроется вся ее внутренняя прелесть и красота!

Рисуйте! Творите! И будьте счастливы!

Плейбэк-театр «Cor de Vita». Перформанс «Зов»

о современном театре

Недавно я была на представлении уникального московского театра импровизации — это плейбэк-театр “Cor de Vita”. Друзья, это потрясающе!

Возможно, плейбэк-театр — это одно из тех впечатлений, которое никак не возможно передать — ни словами, ни фотографиями, и даже видео, скорее всего, не передает — той уникальной атмосферы, которая складывается во время представления, и того внутреннего смысла всего действия, которое буквально творится на твоих глазах.

плейбэк-театр Cor de Vita перформанс Зов фото 1

Знаю это по себе, т.к. пока не оказалась на первом представлении, все рассказы об этом театре не оставляли в моей душе ни капли отклика.

“Я театр не люблю”, — таков был мой первый и, в общем-то, единственный ответ.

Но! Это совсем не тот театр к которому мы все привыкли (и который я действительно не люблю)))!

плейбэк-театр Cor de Vita перформанс Зов фото 2

Плейбэк — это театр зрительских историй. Да-да, каждый может выйти и рассказать свою историю, а потом вместе со всеми наблюдать, как она оживает на сцене благодаря импровизации артистов. А потом неожиданно происходит волшебство! История вдруг преображается, и в ней непременно открывается какой-то новый смысл и даже тайна, которую мы сами не замечали.

плейбэк-театр Cor de Vita перформанс Зов фото 3

Это я тоже говорю по собственному опыту, потому что сама рассказывала свою историю, фрагмент которой на видео.

Тема представления обычно задается заранее, и на этот раз это был “Зов” — зов творчества и фантазии, зов иных миров, зов сердца и призвания, зов нашей мечты и так далее.

плейбэк-театр Cor de Vita перформанс Зов фото 4

Ведущая перформанса — создатель и режиссер театра — Т.В. Панфилова в доверительной беседе со зрителями задает общий тон и направление движения, а потом события развиваются как бы сами собой, и действие не строится, но словно прорастает, как растет дерево из брошенного семечка, сразу во все стороны, всеми ветвями одновременно.

плейбэк-театр Cor de Vita перформанс Зов фото 5

Наблюдать эа этим действием невероятно интересно, потому что ты одновременно и видишь, как на твоих глазах совершается чудо, и оказываешься вовлеченным в него!

плейбэк-театр Cor de Vita перформанс Зов фото 6

Вот так каждый из нас рассказывал свою историю — прямо из сердца ))

плейбэк-театр Cor de Vita перформанс Зов фото 7

На видео фрагмент моей истории. Я рассказала, как неожиданно именно такой вот Зов кардинально изменил направление моей жизни и помог мне стать художником. Это была довольно нелепая история, в истинность которой поверили сначала далеко не все. Но всё, что я рассказала, была чистая правда! Так бывает: в один прекрасный день ты слышишь голос сердца, и просто не можешь не следовать за ним. Ну, а что из этого получается в итоге… мы, конечно, не можем знать.

фото, видео @maryatekun

Осень на Москва-реке

фото-видео-репортаж

Гуляла я тут как-то вдоль реки. Да, еще совсем недавно на деревьях были пестрые листья, и солнце светило и даже грело.

Как говорится, вместо тысячи слов… ограничусь лучше несколькими молчаливыми снимками и фильмом с задумчивой музыкой.

Я хожу на реку, чтобы молчать. Особенно осенью. Там пусто, тихо, красиво и печально. Лучшее время и лучшее место на Земле.

Видео для релаксации и медитации:

фото, видео @maryatekun
(продолжаю мучить свой фотоаппарат и компьютер)))

Зачем волонтеры делают это?

 

Гуляла я тут как-то в самом элитном гипермаркете под названием «Глобус». Вернее, у нас там была акция — мы собирали помощь приюту для бездомных животных.

Люди покупали в магазине корм для животных и разные другие необходимые вещи и дарили приюту, складывая всё это вот в такие огромные телеги.

 

Кто хотел, мог пожертвовать и деньги на нужды приюта.

Ровно 12 часов подряд не сходя с места мы стояли у стенда. Мы раздавали листовки, собирали корм, показывали фотографии животных для пристройства и говорили всем «спасибо огромное».

Очень много людей приносили нам корм для кошек и собак. Некоторые спрашивали о том, как можно взять собаку из приюта. Так же пришлось выслушать и много очень грустных историй.

Приют «Зов Предков», которому я помогаю — это частный приют. Его создали и содержат на собственные средства всего два человека. Помощь, которую приют получает — это только добровольная помощь разных людей. Кто-то помогает деньгами, кто-то приезжает и помогает выгуливать собак, а так же делать разную другую работу. А я вот участвую во всех акциях )))

Но… Есть и другие люди. Они всегда осуждают и задают вопрос: зачем?

Старушка в парке кормит голубей,
Батон кроша и на асфальт кидая.
Мужик заметил ей: «Ты совесть поимей,
Ведь в Африке детишки голодают!»

Сказал, как плюнул, и подался прочь.
Ему старушка прошептала в спину:
«Я помогаю тем, кому могу помочь,
До Африки батон я не докину».

Анатолий Шанс

Так вот зачем же волонтеры делают это?

Зачем ходить в музей?

статья об искусстве


«Купание Дианы». Камиль Коро. Фрагмент

Случай из жизни. Рассказываю.

Я видела эту картину много раз: репродукции в разных альбомах, картинки на сайтах и пр. Одно время я очень любила импрессионистов, и у меня есть огромный альбом, который я смотрела стотыщ раз, и эта картина в нем тоже, конечно, есть… Но сказать, чтобы я ее хоть раз заметила и как-то оценила, я не могу. Ну, знаю, что есть такая, и на этом в общем-то все.

Read More

Фильм: самоподобие фракталов

Самоподобие фракталов. Фильм для тех, кто хочет понять, что такое самоподобие в структуре фрактала.  Автор фильма: фрактальный  художник нашего сообщества Светлана Давыдова