Уильям Генри Фокс Тальбот. «Карандаш природы»

Уильям Генри Фокс Тальбот. Карандаш природы — выставка исторической фотографии

Уильям Генри Фокс Тальбот. У истоков фотографии

обложка альбома «Карандаш природы»

С июня 1844 по апрель 1846 года Тальбот издавал иллюстрированный альбом под названием «Карандаш природы» («Pencil of Nature»). Он состоял из 23 отпечатков и 1 негатива, созданных Тальботом с пояснительными текстами.

Издание демонстрировало возможности фотографии и разнообразия применения новой техники фотопечати – калотипии, запатентованной в 1841 году. Объектами съемки стали городские пейзажи, натюрморты, жанровые сцены, документы и гравюры.  Для первых выпусков было напечатано около 6’000 калотипий.

Первые впечатления

Уильям Генри Фокс Тальбот. У истоков фотографии

образец кружева

Чтобы дать представление о степени точности, с которой объекты могут быть представлены при применении этого процесса, я приведу только один пример. Однажды, сделав изображение кружевного узора, я показал его некоторым людям на расстоянии нескольких футов и задал вопрос, достаточно ли хороша эта картинка? В ответ они сказали, что их не так легко обмануть, поскольку очевидно, что это не картинка, а кусочек кружева«.

Уильям Генри Фокс Тальбот

Архитектура

Уильям Генри Фокс Тальбот. У истоков фотографии

Куинз-колледж. Оксфорд. Англия
Лист I из альбома «Карандаш природы»

«Для путешественников, которые в большинстве своем, к сожалению, не владеют искусством рисования, это маленькое изобретение может оказаться реальным подспорьем. Оно будет полезно и художнику, каким бы умелым он ни был. Хотя этот процесс, основанный на законах природы, не дает результатов, напоминающих творение карандаша художника, и поэтому не может его заменить, все же следует помнить, что этот способ может оказаться весьма полезным в случае, если имеется возможность посвятить только один час запечатлеванию какой-то очень интересной местности. Поскольку ничто не мешает расположить в разных местах любое количество маленьких камер, очевидно, что в результате можно получить большое количество изображений интересных памятников с многочисленными деталями, которые в другом случае путешественник не имеет возможности ни описать, ни зарисовать», — писал он в пояснениях к разделам альбома.

Уильям Генри Фокс Тальбот

Пейзажи

Уильям Генри Фокс Тальбот. У истоков фотографии

Стог сена
Лист X из альбома «Карандаш природы»

«Одним из преимуществ фотографического искусства будет возможность запечатлеть множество мельчайших деталей, которые добавят правдивости и реалистичности изображениям. Ни один художник больше не будет утруждаться точным копированием натуры».

Уильям Генри Фокс Тальбот

«Все знакомы с прекрасными эффектами, создаваемыми камерой-обскурой, и восхищаются живыми картинами природы, которые она демонстрирует. Мне часто приходило в голову, что, если бы можно было оставить на бумаге эти прекрасные сценки, которые появляются лишь на мгновение, и если бы могли запечатлеть контуры, свет и тени, лишенные всякого цвета, это было бы очень интересно. Сначала я рассматривал эту возможность только как научную мечту, но когда мне удалось зафиксировать изображение, созданное при помощи микроскопа на особо чувствительной бумаге, уже не было никаких сомнений в том, что процесс позволит с успехом копировать изображения объектов природы не смотря на то, что они гораздо слабее освещены».

Уильям Генри Фокс Тальбот

Натюрморты

Уильям Генри Фокс Тальбот. У истоков фотографии

Предметы из фарфора
Лист III из альбома «Карандаш природы»

Этот отпечаток демонстрирует, что целое собрание знатока и коллекционера китайского фарфора можно отобразить на бумаге гораздо быстрее, чем описывать его вручную. Чем более необычны и причудливы формы этих старинных чайников, тем больше преимуществ дает их изображение по сравнению с обычным описанием. Если вдруг вор решит похитить эти ценности и подобное безмолвное свидетельство будет использовано против него в суде, такое изображение безусловно станет доказательством совершенно иного типа.

Уильям Генри Фокс Тальбот

Уильям Генри Фокс Тальбот. У истоков фотографии

Предметы из стекла
Лист IV из альбома «Карандаш природы»

 

 

 

Фотогенические изображения стеклянных предметов отпечатываются на светочувствительной бумаге в специфических оттенках, чем сильно отличаются от изображений фарфора на листе III. Стоит отметить, что белый фарфор и стекло смотрятся невыигрышно на одном отпечатке, потому что изображение фарфора из-за его исключительного блеска отпечатывается на бумаге раньше, чем это начинает происходить с изображением стекла.

Уильям Генри Фокс Тальбо

Уильям Генри Фокс Тальбот. У истоков фотографии

Натюрморт с фруктами
Лист XXIV из альбома «Карандаш природы»

Количество копий, которые можно сделать с одного оригинального фотографического отпечатка, представляется почти неограниченным, при условии, что все кристаллы йода удалены с поверхности изображения до начала процесса копирования. Если какое-либо количество йода останется, то отпечаток не перенесет повторного копирования, а изображение постепенно будет исчезать. Это обусловлено тем фактом, что мельчайшие кристаллы йода под воздействием солнечного света способны разлагать оксид серебра и формировать бесцветный йодид серебра.

Уильям Генри Фокс Тальбот

Уильям Генри Фокс Тальбот. У истоков фотографии

Библиотека
Лист VIII из альбома «Карандаш природы»

 

Скульптура

«Другая сфера, где я предлагаю использовать мое изобретение, — это копирование статуй и барельефов. Я помещаю их под лучи солнечного света и ставлю перед ними в необходимом месте на надлежащем расстоянии маленькую камеру-обскуру, в которую помещена подготовленная бумага. Таким образом я получаю различные изображения объектов. Я не выделяю специально эту сферу применения моего метода, но ожидаю интересных результатов, которые могут быть полезны при разных обстоятельствах».

Уильям Генри Фокс Тальбот

Уильям Генри Фокс Тальбот. У истоков фотографии

Бюст Патрокла, профиль
Лист XVII из альбома «Карандаш природы»

 

 

Гравюры

«Изобретение может быть использовано как одно из средств для получения копий рисунков, гравюр или факсимиле манускриптов. Для этого гравюра прижимается к подготовленной бумаге, причем ее гравированная сторона непосредственно контактирует с бумагой. Давление должно быть максимально равномерным, чтобы контакт был идеальным. Когда оба листа выставляются на солнце, свет постепенно проникает сквозь бумагу, исключая те места, где находятся линии гравировки. Поэтому он, конечно, создает точный образ или печать рисунка».

Уильям Генри Фокс Тальбот

Уильям Генри Фокс Тальбот. У истоков фотографии

Копия литографии «Гримасы,35 голов» Луи Леопольда Буальи
Лист XI из альбома «Карандаш природы»

Портреты

«Другая задача, для которой, по моему мнению мой метод окажется очень удобным, — это создание контурных портретов или силуэтов. Для их изготовления часто обрисовывают тени, появляющиеся при освещении свечой. Но рука художника может отклониться от истинного контура, а небольшая ошибка вызывает заметное уменьшение сходства. Я считаю, что результат этого ручного процесса не может сравниться в истинности и верности с портретом, созданным солнечным светом».

Уильям Генри Фокс Тальбот

Уильям Генри Фокс Тальбот. У истоков фотографии

Портрет Джорджа Монтгомери

 

В своем альбоме «Карандаш природы» изобретатель фотографии Уильям Генри Фокс Тальбот наглядно продемонстрировал широкие возможности своего изобретения и сделал огромный шаг к популяризации его как искусства, а не просто технического средства копирования.